Вышла в свет статья руководителя программы «Шаг в будущее» А.О. Карпова об образовании будущего

Размещено: Admin 05-02-2021

Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход

Образование будущего есть фундаментальный вопрос современности, опре-деляющий горизонт мышления общества и об обществе. Общество знаний, играя роль горизонта, выводит существо вопроса к способности образования культивировать творческую функцию мышления. В статье на онтологиче¬ском уровне рассматривается проблема трансформации образования от ре-продуктивных к продуктивным формам работы со знанием (репродуктивно-продуктивный переход). Главенствующей репродуктивной моделью совре-менного образования является классно-урочная (лекционно-семинарская) система. Дан анализ институализации классно-урочного образования в ре- формационный период XVI в. и определены ключевые дидактические и орга-низационные принципы, заложенные Ф. Меланхтоном в его основу. Приведе¬ны аргументы, исключающие квалификацию в качестве гуманистов деятелей образования эпохи Реформации. Для объяснения процесса трансформации образования введено понятие эпистемической доминанты. Показано, что ре-продуктивно-продуктивный переход принадлежит сущности нашего време¬ни. Устойчивость классно-урочной системы объяснена опорой на существен¬ную часть образовательных универсалий, имеющих вневременной характер. На основе теории не-куновских парадигм показана связь репродуктивно-про¬дуктивного перехода со сдвигом в онтологических основаниях феномена об¬разования - формах, способах, функциях и генерализации его бытия...

А.О. Карпов - Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход