Научная подготовка молодых исследователей в сетевой инновационной среде современного университета на основе эффективных форм интеграции образования и науки: разработка модели и апробация

Цель:
Создание в системе университетского образования сетевой модели учебного комплекса, обеспечивающей эффективные формы интеграции образования и науки, раннюю научно-техническую подготовку перспективных молодых исследователей, воспитание современных научных и инженерных кадров для инновационных секторов российской экономики. Тиражирование модели будет способствовать модернизации российского образования, окажет решающее влияние на формирование современных механизмов генерации, продвижения и включения инновационных разработок научной молодежи в экономическую систему регионального и федерального уровней по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Российской Федерации.

Задачи:
На научно-теоретическом уровне основной задачей проекта является разработка связного комплекса новейших знаний относительно сетевой научно-образовательной модели обучения молодых людей, способных к созданию и технологизации нового знания.
В число базовых теоретических задач проекта входят следующие:

  • сравнительный анализ современных моделей научного образования и тенденций его развития;
  • исследование парадигмальных основ и социокультурного генезиса современного научного образования, социализации научно-исследовательского типа и системы ключевых компетенций, необходимых для развития экономики знаний;
  • разработка модели познавательного пространства современного университета, опирающегося на кластерно-сетевые принципы организации, включающего систему творческих пространств и тьюторства для научной подготовки молодых исследователей;
  • разработка теории учебно-познавательного процесса в инновационной среде современного университета, использующего научные исследования в качестве методик обучения, формирующего комплекс инновационных знаний личности.
На экспериментально-практическом уровне основной задачей является создание прототипа сетевой научно-образовательной модели подготовки молодых исследователей в инновационной среде современного университета и апробация научно-теоретической части работы. В число базовых практических задач входит реализация модели и метода обучения, разработка его содержания, учебных планов и программ занятий, создание учебных и методических пособий.

Экспериментально-практическим результатом трех этапов выполнения НИР является реализованный прототип сетевой научно-образовательной модели подготовки молодых исследователей в инновационной среде современного университета и проведенная на его базе практическая апробация научно-теоретической части работы. Практическая апробация показала высокую степень валидности полученных теоретических результатов. В рамках организованной в период 2014-2016 гг. сетевой научно-образовательной подготовки молодых исследователей проведены отборочно-квалификационный этап и четыре триместра исследовательского обучения.

В течение трех этапов выполнения НИР (2014-2016 гг.) разработаны 10 учебных планов и 5 программ занятий; 19 учебных пособий; 5 методических пособий для выполнения 19 лабораторных работ; 15 документов с методическими рекомендациями; 18 разработок с заданиями для проведения контрольных мероприятий; 31 наименование организационных материалов. Из них на третьем этапе выполнения НИР (2016 г.) разработаны 3 учебных плана и 1 программа занятий; 3 учебных пособия; 6 документов с методическими рекомендациями; 12 разработок с заданиями для проведения контрольных мероприятий; 7 наименований организационных материалов. Созданное учебно-методическое обеспечение обладает высокой степенью новизны и актуальности.

Навигация