30 лет программе “Шаг в будущее ”: развитие научно-технологического и социального предпринимательства школьников-исследователей с использованием интерактивной цифровой среды.
Сроки реализации
1 июля 2021 г. – 31 декабря 2022 г
Цели проекта:
Формирование в масштабах страны системы предпринимательского развития школьников-исследователей, имеющих научно-технологические или социальные проекты не учебного типа, которая будет включать:
1) интерактивную Интернет-площадку, обеспечивающую презентацию, тьюторскую поддержку и ресурсное обеспечение проектов, вовлечение в разработки и проектные коллаборации;
2) комплекс бизнес-конкурсов, консалтинга и бизнес-школ, стимулирующих практический выход проектов;
3) организованное взаимодействие с институтами реального сектора экономики, способствующее бизнес-разработке и продвижению проектов.
31 декабря 2022 года завершается проект «30 лет программе “Шаг в будущее ”: развитие научно-технологического и социального предпринимательства школьников-исследователей с использованием интерактивной цифровой среды». Реализация проекта осуществлялась Российским молодёжным политехническим обществом (РМПО) с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.
Проект направлен на решение актуальной проблемы эффективного развития и продуктивного использования научно-технологического, инновационного и предпринимательского потенциала молодёжи, способной создавать новые знания, современную технику, высокие технологии. В части решения этой проблемы проект фокусировался на формировании в масштабах страны системы предпринимательского развития школьников-исследователей, имеющих научно-технологические или социальные проекты не учебного типа, т.е. обладающих выявленной специализированной креативностью.
Научно-технологическое и социальное предпринимательство является ключевым инструментом инновационного пути развития. Этот инструмент способен стать значительно эффективнее, когда вовлекает в предпринимательскую деятельность молодых людей, имеющих опыт создания нового – знаний, техники, технологий. Такие молодые люди значительно более восприимчивы как к предпринимательской подготовке, так и к бизнес-практике успешных коллег. Последнее особенно важно, поскольку такая практика содержит модели становления интеллектуально ёмкого бизнеса.
Реализация проекта позволила сформировать устойчивую научно-предпринимательскую мотивацию в проектной деятельности школьников-исследователей, ориентируя их на практический выход выполняемых разработок в профессионально и социально значимых областях знаний. Тем самым будет создан новый системный инструмент для идентификации специализированной креативности школьников-исследователей, появятся новые возможности для вовлечения способных молодых людей в научно-предпринимательскую сферу деятельности.
Реализация проекта повысит исследовательскую, предпринимательскую, цифровую и академическую грамотности креативных школьников. В практику воспитания молодых исследователей будут включены интегрированные научно-образовательные технологии, опирающиеся на созданную систему предпринимательского развития, которые позволят более эффективно формировать научно-технологические, инновационные и предпринимательские компетенции молодёжи. Российские вузы получат новый инструмент выявления перспективных абитуриентов, а высокотехнологичные компании и инновационные организации ‒ новый механизм привлечения креативных кадров. Всё это уменьшит риски, связанные с «утечкой мозгов» и влияние факторов, инициирующих научную эмиграцию российских талантов.
Демонстрация на мероприятиях проекта научно-технологических и социальных разработок школьников-исследователей, обладающих инновационным и предпринимательским потенциалом, освещение в СМИ хода реализации проекта повысят уровень вовлечённости общества в решение проблемы продуктивного использования творческого потенциала молодёжи в интересах социально-экономического развития страны. Ожидаемые результаты проекта будут способствовать позитивным изменениям в общественном мнении относительно возможностей молодёжи решать сложные и социально значимые задачи.
Реализация проекта даст мощный импульс развитию научно-предпринимательской деятельности талантливых молодых людей. Возрастёт их роль в создании экономики нового типа ‒ умной, эффективной, инновационной. Молодёжные разработки получат новые возможности в привлечении технико-технологической базы и инвестиций.
Результаты реализации проекта:а) Количественные результаты
Количество федеральных округов, школьники-исследователи которых приняли участие в мероприятиях проекта
8
Количество мероприятий проекта
92
Количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта
20470
Количество субъектов Российской Федерации, школьники-исследователи которых приняли участие в мероприятиях проекта
87
Количество организаций реального сектора экономики и инновационного развития, представители которых привлечены к участию в мероприятиях проекта и в разработках школьников-исследователей
312
Количество школьников-исследователей, представивших инновационные и бизнес-разработки на мероприятиях проекта
6750
Количество инновационных и бизнес-разработок школьников-исследователей, представленных на мероприятия проекта
5604
Количество организаций общего, профессионального, дополнительного образования, научных организаций, принявших участие в проекте
2297
Количество специалистов высокотехнологичных компаний, институтов инновационного развития, работников сферы науки и образования, привлечённых к участию в инновационных и бизнес-разработках школьников-исследователей
3730
Количество школьников, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения
12300
Количество публикаций в центральных, региональных и ведомственных СМИ
54
- В масштабах страны сформирована система предпринимательского развития школьников-исследователей, имеющих научно-технологические или социальные проекты не учебного типа (подтверждение – достижение всех количественных результатов проекта).
- Создана эффективная Интернет-площадка, обеспечивающая продвижение, тьюторскую поддержку и ресурсное обеспечение проектов, вовлечение в разработки и проектные коллаборации.
- Произошёл рост предпринимательских компетенций в целевой группе.
- Улучшилось взаимодействие целевой группы с организациями реального сектора экономики, доступность предпринимательского консультирования, научной и технологической инфраструктуры.