Организация региональной сети и проведение бизнес-школ-выставок, направленных на развитие у школьников и студентов навыков научного предпринимательства, способствующих внедрению экономически перспективных разработок молодых инноваторов
Сроки реализации:
1 сентября 2017 г. – 30 ноября 2018 г.
Цели проекта:
- Развитие навыков научного предпринимательства и формирование модели предпринимательской подготовки школьников и студентов, имеющих перспективные разработки в области науки и техники.
- Распространение культуры научного предпринимательства в среде молодых людей, способных создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии.
30 ноября 2018 года завершается проект по организации сети научно-технологических бизнес-школ-выставок, направленных на развитие у школьников и студентов навыков научного предпринимательства, способствующих внедрению экономически перспективных разработок в области инженерных, естественных, социально-гуманитарных наук, математики и информационных технологий. Реализация проекта осуществлялась Российским молодёжным политехническим обществом (РМПО) с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.
Проект включал в себя комплекс мероприятий регионального уровня в шести субъектах Российской Федерации: Алтайском крае, Краснодарском крае, Мурманской области, Псковской области, Самарской области, Челябинской области, а также на национальном уровне в г. Москве.
В рамках проекта были организованы научно-технологические бизнес-школы-выставки для молодых инноваторов ‒ молодых людей, имеющих экономически перспективные научные и технико-технологические разработки. Состав участников бизнес-школ-выставок формировался на конкурсной основе с учётом новизны, проработанности и экономической перспективности выполненных проектов. Для участия в Российской бизнес-школе-выставке было отобрано 150 молодых учёных из 28 субъектов Российской Федерации с инновационными разработками, на региональном уровне отбор для участия в бизнес-школах-выставках прошли 493 исследователя из 26 субъектов Российской Федерации.
Самые перспективные и интересные работы бизнес-школ-выставок были представлены в стендовом формате. Свои проекты на выставке в Москве продемонстрировали 57 молодых инноваторов, на региональных выставках – 209. Для стимулирования социально-экономического развития регионов на выставки инновационных разработок участников бизнес-школ были приглашены представители промышленности и предпринимательских кругов. Выставки посетили официальные представители государственной власти. С целью побуждения к активной жизненной позиции и продуктивной социальной деятельности было организовано посещение выставок учащейся молодёжью. Выставки бизнес-школ посетили школьники-исследователи и студенты.
В проведении бизнес-школ-выставок были задействованы специалисты и инфраструктура организаций – партнёров РМПО. В их числе 10 московских и региональных университетов, таких как МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, МАГУ, ПсковГУ, АлтГТУ им. И.И. Ползунова, КубГТУ, ЮУрГУ; научные организации ‒ ИОФ РАН им. А.М. Прохорова, ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН, Кольский научный центр РАН, Институт стратегии развития образования РАО; высокотехнологичные компании и институты инновационного развития ‒ ПАО «Аэрофлот»; ПАО «СИБУР», Открытый университет Сколково, Технопарк в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина», Некоммерческое партнёрство по содействию развитию инновационных технологий «Технопарк-Апатиты».
Научно-образовательная программа бизнес-школ-выставок формировалась, исходя из потребностей отобранной группы молодых инноваторов, и состояла из теоретических мероприятий, таких как инновационные лектории, специализированные семинары и мастер-классы, практических мероприятий, в том числе деловых игр, экспериментальных практик в научных лабораториях и технопарках; апробационных, например, выставок инновационных разработок, консультаций специалистов, а также коммуникационно-познавательных мероприятий, включавших в себя знакомство с инновационными предприятиями, образцами новой техники и высокими технологиями, современными научными лабораториями. Тематика занятий бизнес-школ-выставок была ориентирована на апробацию и техническую реализацию научных и инженерных разработок, запуск и сопровождение стартапов, управление инновациями, инжиниринг, формы и способы коммерческой разработки научного знания.
Всем участникам, прошедшим полный курс научно-предпринимательской подготовки бизнес-школ-выставок, были выданы свидетельства участника, оргнаборы и информационные и научные материалы. Авторы наиболее высоко оцененных разработок были отмечены дипломами лауреата бизнес-школы-выставки.
В рамках проведения российской бизнес-школы-выставки состоялась Российская научно-методическая конференция-семинар «Тьюторство в исследовательском образовании» с презентацией лучших практик научно-предпринимательской деятельности молодёжи. В конференции-семинаре приняли участие 48 педагогов, учёных, методистов, специалистов, организаторов научно-исследовательской и проектной деятельности школьников, научных руководителей (тьюторов) из 16 субъектов Российской Федерации. В рамках конференции обсуждались современные подходы к тьюторской деятельности как особому психолого-педагогическому сопровождению исследовательской деятельности школьников и студентов в рамках формальных и неформальных систем исследовательского образования.
2 ноября 2018 года Председатель Центрального Совета программы «Шаг в будущее», доктор философских наук А.О. Карпов выступил с докладом на 8-й Международной конференции по научным исследованиям в области образования, преподавания и обучения, которая была организована в стенах Университета Сорбонна (Париж) с докладом, освещающим опыт программы «Шаг в будущее», а также о ходе и результатах реализации проекта в качестве эффективных методик развития навыков научного предпринимательства и исследовательского обучения. В конференции участвовали учёные и специалисты из 24 стран, в том числе из США, Великобритании, Японии, Франции, Канады, Южной Кореи, Венгрии, Чехии, Польши, Бразилии, Индии, Египта и ряда других. Целью конференции был обмен и распространение опыта и результатов исследований по всем аспектам специализированных и междисциплинарных областей, обсуждение последних нововведений, тенденций и практических проблем в этих областях.
Полученная информация о новых методиках и техниках работы с одарёнными детьми (целевой группой проекта), а также международный опыт реализации подобных проектов был распространён на методических семинарах для учителей, тьюторов, научных руководителей, методистов, организованных в рамках мероприятий бизнес-школ-выставок в Алтайском крае, Мурманской и Челябинской областях.
В процессе реализации проекта были изданы программы бизнес-школ-выставок, каталоги инновационных разработок, которые были распространены среди посетителей и участников мероприятий бизнес-школ-выставок, а также в электронном виде направлены в заинтересованные организации. В качестве научно-методического пособия опубликован сборник трудов Российской научно-методической конференции-семинара «Тьюторство в исследовательском образовании». Сборник направлен участникам конференции, в заинтересованные организации г. Москвы, в региональные организации программы «Шаг в будущее». Сборник включён в базу научных публикаций РИНЦ.
Информационное сопровождение реализации проекта осуществлялось через центральные и региональные средства массовой информации, сотрудничающие с РМПО, а также в среде интернет-ресурсов организаций, участвующих в его осуществлении.
Результаты реализации проекта:
а) Количественные результаты
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта
2000
количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения
1000
количество некоммерческих неправительственных организаций, получивших поддержку
15
количество федеральных округов, из которых к участию в проекте будут привлечены перспективные школьники и студенты
7
количество субъектов Российской Федерации, из которых к участию в проекте будут привлечены перспективные школьники и студенты
35
количество проведенных бизнес-школ-выставок
7
количество школьников и студентов, прошедших научно-предпринимательскую подготовку, освоивших навыки ведения наукоемкого бизнеса и предпринимательскую культуру
450
количество экономически перспективных разработок школьников и студентов, которые выявлены в результате реализации проекта и представлены на инновационных выставках бизнес-школ для привлечения инвестиций и реализации в реальном секторе экономики
350
количество организаций реального сектора экономики, которые привлечены к работе с молодыми инноваторами
25
количество потенциальных потребителей инновационных разработок, которые получат каталоги инновационных проектов выставок бизнес-школ
300
количество высококвалифицированных специалистов, которые привлечены к работе с молодыми инноваторами
150
количество заинтересованных школьников и студентов, которые посетят инновационные выставки бизнес-школ и приобщатся к культуре научного предпринимательства
8000
количество научных тьюторов (ученых, специалистов, учителей), вовлеченных в проект, которые приобщатся к культуре научного предпринимательства и будут способствовать её распространению
400
количество публикаций в СМИ, посвященных реализации проекта
25
б) Качественные результаты
- Формирование модели предпринимательской подготовки школьников и студентов, имеющих перспективные разработки в области науки и техники.
- Стимулирование роста численности молодых научных предпринимателей; усиление роли молодых инноваторов в социально-экономическом развитии страны.
- Усиление мотивации талантливой молодежи к инновационной деятельности и научному предпринимательству; распространение культуры научного предпринимательства в среде молодых людей, способных создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии.
- Улучшение взаимодействия между молодыми инноваторами и реальным сектором экономики и, как следствие, доступности технико-технологической базы для реализации инновационных разработок молодежи.
- Рост социальной мобильности молодых инноваторов в результате непосредственного взаимодействия с профессиональной средой, организованного в рамках проекта.
- Уменьшение влияния факторов, инициирующих научную эмиграцию талантливой молодежи.